Образование.

Детские сады и ясли.

15 ноября 1948 года открылся первый детский сад (сейчас в этом здании находится городской краеведческий музей). С этого «садика» началась городская система дошкольного воспитания и образования. Летом 1950 года впервые дошколят вывезли за город, на детскую дачу. Везли в кузове грузовика через деревню Мурзинку. Дачные домики не отапливались, не работал водопровод, но потом дачу расширили и благоустроили. С тех пор 45 лет подряд деревянные домики загородного оздоровительного комплекса для детей принимали своих маленьких постояльцев. Первым дипломированным воспитателям, 16-тилетним девчонкам, выпускницам Ирбитского, Свердловского и Нижне-Тагильского педагогических училищ приходилось самим шить, вязать, выжигать и мастерить мебель для детей. Воспитатели придумали проводить праздники «Русской березки» и «Русской зимы». С тех пор эти праздники стали традиционными. А еще регулярно выпускали радиопередачу «Малышок». Детские садики открывались каждый год, и, если в 1948 году был один детский садик на 30 детей, то через 10 лет в городе работало 17 детских садов на 2250 мест. Дошкольное хозяйство разрослось, и в 1961 году открылся методический кабинет для помощи педагогам. В 1962 году в отдел дошкольных учреждений УЭХК было передано из медсанотдела 16 детских яслей. Главными задачами яслей были тщательный уход и присмотр за малютками. Детей закаливали. Детский сон был организован на закрытых верандах, куда малышей выносили даже при температуре -15°. В 1966 году открылся первый детский сад-ясли № 29, в котором было 185 детей. Тогда это казалось чудом, но скоро такие сады-ясли стали строить во всех районах города по новым проектам: с игровыми комнатами, спальнями, музыкальными и физкультурными залами, даже бассейнами. В 1968 году в отделе дошкольных учреждений УЭХК было 42 детских сада. Их посещали 5000 детей. Свои детские сады стал открывать и УАМЗ. Автозаводцы построили 9 детских яслей-садов, каждый на 280 мест. Педагоги детских учреждений (воспитатели, музыкальные руководители, логопеды) постоянно искали новые формы работы с малышами. Так, в 1970-х годах стали традиционными массовые детские праздники, которые проводились на городском стадионе, на сценах театра оперетты, ДК УЭХК и музыкальной школы. В 1968 году был построен специализированный ясли-сад № 37, 13 групп которого предназначалось для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Сад стал настоящим медико-педагогическим центром. В 1992 году появилась новая форма образовательного учреждения — «Детский сад — школа». На базе детского сада № 2 и школы № 41 начала свою работу экспериментальная площадка детского центра «Экология, культура и образование». В учебный и воспитательный комплекс вошли: хореография, вокалотерапия, экология, английский язык, информатика и кружки на любой вкус. Выпускники детсада № 2 проходят обучение в среднем звене школы № 41 с углубленным изучением английского языка. В 1994 году система детских дошкольных учреждений УАМЗа была передана городу. Образовалось «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение» (МДОУ). В 1995 году УЭХК построил в Южном районе новый детский сад № 52, в котором оборудованы театр, библиотека, кинозал, компьютерный класс, изостудия, зимний сад. В 1997 году муниципальные детские сады приняли участие во Всероссийском конкурсе «Детский сад года». Три детсада стали его лауреатами. В 1997 году на базе шести дошкольных учреждений МДОУ была открыта экспериментальная площадка программы «Из детства в отрочество». Авторы программы — сотрудники института Общего образования (Москва). В 1997 году в муниципальных дошкольных учреждениях открылись группы для детей по социальным показаниям. В 1998 году построен новый муниципальный детский сад в Южном микрорайоне с необходимыми для развития детей: бассейном, сауной, зимним садом, компьютерным классом, музыкальным и физкультурным залами.

Школы города.

1 сентября 1944 года была организована начальная школа для детей завода № 261. Заведующей была Лутошкина В. Г. Учителями начальных классов: Вершинина А. Ф. и Чистякова Л. А. Школа занимала несколько комнат в бараке (на этом месте сейчас школа 51), но затем была переведена в финский домик по ул. Уральской. 1 сентября 1947 года появилось первое типовое школьное здание по ул. Строителей. В нем организовали среднюю школу № 120 (позднее 41-я). Директором школы был Лутошкин Дмитрий Иванович. Летом 1948 года на базе отдыха завкома № 9 «Зеленый мыс» и постройкома на Белоусовском озере были организованы пионерские лагеря, в которых прошла детская оздоровительная кампания. В 1948 году в помещении школы 120 была организована школа рабочей молодежи № 123. Вслед за ней открыли ещё несколько ШРМ. Летом 1949 года в пионерском лагере «Зеленый мыс» отдохнуло 588 детей. Для их отдыха было затрачено 90 тысяч рублей родительских денег и 109 тысяч рублей организации. Воспитателем был Чазов М. Д. — учитель школы поселка Верх-Нейвинск, биолог, краевед. 1 сентября 1949 года была открыта еще одна школа - 121, по ул. Ленина, 34. Школа была мужской (обучение мальчиков и девочек было раздельное). Обязанности директора исполнял Лутошкин Д. И., а через год его назначили школьным инспектором, и школу принял новый директор — выпускник географического факультета УРГУ Фатильников А. И. В том же году в помещении школы 121 (мужской) была организована Детская техническая станция. Позже, в 1955 году, она вошла в состав Дома культуры. 1 сентября 1950 года открылась школа-семилетка № 122, по ул. Первомайской (на месте нынешнего ЦИПКа). 1 сентября 1951 года открылись: школа-семилетка № 124 по ул. Мичурина и школа № 125 по ул. Ленина, 69. В этом же году была создана школьная инспекция во главе с Лутошкиным Д. И. В октябре 1951 года была создана школа для переростков № 126. Находилась она в помещении школы № 125. В 1952 году работало 11 школ (5 из них — в поселке Верх-Нейвинск): 4 средних, 5 семилетних, 2 начальных. Директоров городских школ назначал своим приказом директор завода (УЭХК). 1 сентября 1953 года открылась новая школа по улице Привокзальной (Гагарина). Школа получила номер 51, а через две недели и остальные школы города поменяли номера:120 на 41, 121 на 42, 122 на 45, 123 на 44, 124 на 46, 125 на 43, 126 (школа переростков) на 47. С 1954 года Правительством было введено совместное обучение мальчиков и девочек. В 1955 году, после присвоения населенному пункту статуса города, был создан городской отдел народного образования (ГОРОНО). Его заведующим был назначен Лутошкин Д. И. Отдел народного образования размещался в здании Горисполкома, а в 1966 году был переведен в здание по ул. Ленина, 27. С 1956 года в средних школах ввели: преподавание ручного труда в 1-4-х классах, практические занятия в мастерских и на опытных участках в 5-7-х классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10-х классах. Правительство отменило плату за обучение в старших классах. Начиная с 1955 года, каждый год строились здания для школ. В них открывались новые школы, иногда переводились старые школы из менее приспособленнных зданий. В 1957 году стали создаваться пионерские организации. В 1958 году по Постановлению Правительства в школах было введено одиннадцатилетнее производственное обучение и обязательное восьмилетнее образование. Школа 42 освоила производство слесарных станков, а школа № 41 — токарных станков для школ-новостроек города. В 1962 году открылась средняя школа № 49 по ул. Победы — первая в городе школа с производственным обучением. В 1964 году открылась средняя школа с политехническим обучением по ул. Ленина, 99. В 1964 году заведующим ГОРОНО назначили Сивачева А. А. В 1964 году учащиеся школ нашего города участвовали во Всесоюзной заочной спартакиаде школьников и заняли первое место. В 1970 году развернулись работы по созданию в школах Ленинских комнат, музеев, залов в честь 100-летия со дня рождения Ленина. В июне 1970 года на детской турбазе проведен очередной слет юных туристов школ города. В слете приняли участие юные путешественники всех школ города. В программе слета — конкурс материалов из турпоходов по родному краю, туристская полоса препятствий, конкурс туристской песни. В дальнейшем городской турслет стал проводиться на турбазе ежегодно. В 1973 году все школы города перешли на кабинетную систему занятий. В первом конкурсе на лучший кабинет был признан кабинет истории в школе № 43. В этом же году, с открытия в школе № 57 музея Николая Островского, и в других школах города стали создаваться музеи А. Гайдара, Я. Свердлова, музеи Боевой Славы. Летом 1975 года старшеклассники были организованы в трудовые отряды на работы по благоустройству города, а с 1980 года на базе совхоза «Уральский», в деревне Починок был создан стационарный лагерь труда и отдыха для старшеклассников. В 1983 году заведующей ГОРОНО стала Чернышева В. А. В 1984 году началось социалистическое соревнование общеобразовательных школ на лучшую подготовку к учебному году. Первыми победителями стали школы: 57, 41 и 53. В 80-х годах школы начали оснащаться вычислительной техникой, началось обучение детей с 6-ти летнего возраста, открылся Межшкольный учебно-производственный комбинат, построено новое здание Детско-юношеской спортивной школы. 1 сентября 1985 года в школах города был проведен День знаний… В 1987 году заведующим ГОРОНО был назначен Семенов Геннадий Демьянович. В 1994 году ГОРОНО был преобразован в Управление образования городской Администрации. Сегодня в городе работают 20 школ, в том числе гимназия, школа с углубленным изучением английского языка, школа-интернат, вспомогательная школа, школа для детей с задержкой психического развития, физико-математическая школа, вечерняя школа работающей молодежи. Практически каждая школа ищет новые способы обучения и воспитания. Открыты три экспериментальные площадки: «Экополис, культура, здоровье» — в школе 41, «Русская школа» — в школе 46, «Школа завтрашнего дня» — в школе 55. Возрождает традиции русской гимназии коллектив первой городской гимназии. Учащимся предоставляется право выбора спецкурсов и факультативов, расширен учебный план. Для учеников, склонных к изучению метематики и физики, открыта специализированная школа при МИФИ-2. В школе — два иностранных языка, риторика, мировая художественная культура, история философии. Над развитием способностей каждого ребенка работают в школах полного дня 56 и 58, а в средней школе 45 — над внедрением разноуровнего обучения в 5-11-х классах. Школа 42 — с углубленным изучением экономики и права. В школе 52 большое внимание уделяют развитию речи младших школьников, а в школе 43 — изучению мировой художественной культуры, истории и религии. Школа 54 — экологического профиля. Художественное и музыкальное воспитание учащихся ведется в школах 57 и 49. Педколлектив школы-интерната 53 Олимпийского резерва работает по направлениям: спорт и здоровье, эстетическое и трудовое развитие учащихся. С детьми, имеющими нарушения центральной нервной системы, работа в школах 50 и 59 проходит под наблюдением медицинских работников. Во внеурочное время для учащихся есть Центр творчества учащихся, Станция юных техников, спортивные школы. 12% педагогических кадров школ города имеют высшую категорию, 17% — первую, 19 учителей имеют грант Сороса. 12 учителей имеют звание «Заслуженный учитель школы».
Главная          Так создавался город...          Географическое положение города          СУС          УЭХК          УАМЗ          Милиция и прокуратура          Банки города          Коммуналка          Образование          Культура          Медицина          Обменяться баннерами          Ваше мнение о сайте
Hosted by uCoz