УЭХК

Завод № 813 (Уральский электрохимический комбинат — УЭХК) начал свою историю с завода № 261, переданного из Наркомата авиационной промышленности в Первое Главное Управление (ПГУ) при Совете Министров СССР. Передача завода произошла 11 декабря 1945 года. Завод № 261 состоял из действующего небольшого цеха и только что начатого корпуса. Постановление Совета Министров СССР от 26 декабря 1945 года обязало ПГУ приступить с 1 января 1946 года к строительству завода с наименованием «Д-1». Строительство было возложено на Главпромстрой НКВД СССР. Для строительства завода 21 декабря 1945 года было образовано Строительное Управление № 865. Были привлечены специализированные строительно-монтажные организации и заводы-поставщики оборудования. На сооружение завода и жилого поселка отводилось два-три года. Завод должен был вводиться в эксплуатацию частями, начиная с 1948 года. В 1949 году он должен был включиться в эксплуатацию полностью и стать первым в стране предприятием по обогащению урана. Уран нужен был для атомной бомбы. В самый напряженный период (1946-1949) строительство возглавлял генерал-майор Бойков И. П. Строительство шло одновременно с проектированием, которое вел Государственный Проектный институт № 11. Руководство работами по проектированию технологической части и разработке основного технологического оборудования осуществлялось Лабораторией № 2 Академии Наук СССР (институт Атомной энергии И. В. Курчатова) с привлечением большого числа исследовательских организаций и заводов. Для обогащения урана был выбран газодиффузионный метод с использованием компрессоров и пористых перегородок. Член-корреспондент Академии Наук СССР Кикоин Исаак Константинович был назначен руководителем проблемы. Первый директор завода Чурин Александр Иванович был назначен на эту должность приказом начальника ПГУ при Совете Министров СССР 17 апреля 1946 года. В мае он прибыл на место, выбранное для строительства завода. С этого времени и начала свою работу дирекция. В октябре 1946 года главным инженером был назначен Родионов М. П. Подбор специалистов для работы на заводе производился по специальным решениям Правительства. Комплектование кадрами будущего завода велось через партийные организации Свердловской, Ярославской, Куйбышевской, Московской, Ленинградской и других областей, совместно с ПГУ. Для работы отбирались высококвалифицированные рабочие, мастера, инженеры и, прежде всего, проявившие себя в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1946 года стали прибывать выпускники Рыбинского авиационного техникума. Сначала прибыли 10 человек, позже — еще 20 молодых специалистов. Но их специальности — холодной обработки металла, монтажа авиадвигателей — были далеки от тех, которые требовались для эксплуатации технологического оборудования. Поэтому все вновь принятые прошли в 1946-1948 годах обучение на заводах-изготовителях оборудования и в Лаборатории № 2 АН СССР, где они получили необходимую техническую подготовку. За короткое время была создана структура завода. В феврале 1947 года цехам и отделам завода были присвоены условные номера. Будущий цех малых компрессоров получил номер 21, цех средних компрессоров — 23, ремонтно-сборочный цех (больших компрессоров) — 25. Для обеспечения подготовки к пуску головной части главного корпуса завода и главной понизительной подстанции 12 июня 1947 года были созданы: Оперативно-техническая группа в составе шести человек. Начальником группы был назначен Гужагин В. Н. Оперативная группа по вопросам технического снабжения и оборудования, с местонахождением в Москве, в составе трех человек. Начальником ОГС был назначен Ерошов М. Е. В первой половине 1948 года на заводе были созданы почти все структурные подразделения, необходимые для нормальной деятельности производства. Шла приемка оборудования и его монтаж в основных корпусах. Первая очередь каскадов из обогатительных машин была смонтирована уже к маю 1948 года. Правительство торопило, требовало завершить строительство главного корпуса завода и предъявить к пуску 56 каскадов с июня по октябрь 1948 года. Начальники основных цехов завода Д-1 были назначены Постановлением Правительства. Такой уровень назначения подчеркивал их особую роль в организации производства и освоении технологического оборудования. Начальником цеха 21 (малых компрессоров) был назначен Летемин Г. Г., цеха 23 (средних компрессоров) — Алявдин Н. В., цеха 25 (больших компрессоров) — Микулович П. С. Заместителем директора по научным вопросам был утвержден научный руководитель проблемы Кикоин И. К. Для организационного и административного укрепления завода тем же Постановлением Совета Министров директор Чурин А. И. был перемещен на должность главного инженера. Директором был назначен Кизима А. Л. В июне 1948 года было организовано Управление главного корпуса (Управление 27) для проведения пусконаладочных работ и оперативно-технического руководства цехами 21, 23 и 25. Первым начальником Управления № 27 стал Родионов М. П., бывший главный инженер. В состав Управления № 27 вошли: Производственно-технический отдел (начальник Банин А. В.), состоявший из двух бюро: экспериментально-наладочного бюро (нач. Савчук А. И.), техбюро (нач. Харитонов П. П.), в составе: группы техрежима (руководитель Пужаев Б. С.), группы анализа работы основного оборудования (Левин Д. М.), группы учета (Бегунцов А.И.) и группы инструкций (Масленников Б.П.). Главный диспетчерский пункт (начальник Калитин С. А.). Противоаварийная инспекция (начальник Марциоха А. С.). Служба главного энергетика (начальник Рыбинцев А. И.). Служба главного механика (начальник Осипов В. Н.). Служба главного прибориста (начальник Серебренников А. А.). Центральная измерительная лаборатория (Кляшторный А. Т.). Промсанлаборатория (начальник Краснов Л. Н.) Конструкторское бюро (начальник Коконин Б. А.). Бухгалтерия (возглавляла Пысина З. А.). Плановое бюро (возглавляла Кириллова О. Г.). Бюро ОТиЗ (возглавлял Соболев Н. А.). Фактически, Управление 27 представляло собой завод, который имел гибкое управление основным производством и был укомплектован знающим свое дело персоналом. Позже, в 1953 году Управление 27 было реорганизовано, и его функции были сокращены. Кроме того, для наладки основного технологического оборудования в июле 1948 года было организовано наладочное технологическое бюро в составе техотдела завода. Этому бюро отводилась особая роль в пусконаладочных работах. Руководил технологическим бюро прибывший из Ярославля Пушкин В. Д. Позже бюро вошло в состав Управления 27. В то время сложными были вакуумные работы. Поэтому в сентябре 1948 года была организована вакуумная служба: при техотделе — вакуумное бюро; при цехе ревизии — участок испытаний; при цехах № 21, 23 — вакуумные группы. Вакуумные работы проводились самым примитивным образом — путем создания в оборудовании избыточного давления воздуха и обмыливания предполагаемых неплотных участков оборудования. По образованию мыльных пузырей судили о неплотности оборудования. Наконец, было принято Постановление Правительства о предъявлении первой очереди завода Д-1 к пуску. Сразу после включения оборудования в работу выявился большой выход из строя компрессоров. Были обнаружены большие коррозионные потери продукта. Большая коррозия была и в системе охлаждения машин, так как вода в систему охлаждения подавалась не деаэрированная. Поэтому не удалось довести режим работы оборудования до расчетных параметров. Включение в работу первых каскадов машин завода Д-1 показало также необычайную сложность организации работ по пуску и эксплуатации оборудования сменным персоналом. Поэтому для ведения технологического процесса в январе 1949 года была организована производственно-диспетчерская служба, подчиненная начальнику производства. В оперативном отношении службе были подчинены начальники смен основных цехов. В структуру центральных диспетчерских пультов (ЦДП) были введены сменные начальники производства. По предварительным результатам работы оборудования было решено заменить двигатели на обогатительных машинах. А на отборном участке каскада было предложено установить вместо четырех машин одну небольшую, которую специально изготовили позднее в городе Горьком. 18 января 1949 года на основании данных, представленных научным руководителем завода Кикоиным И. К., Совет Министров СССР обязал обеспечить монтаж оборудования для пуска завода по утвержденному проекту не позднее 1 апреля 1949 года и сдать его в эксплуатацию не позднее 15 апреля 1849 года, а новые небольшие машины, изготовленные в Горьком, — смонтировать и сдать в эксплуатацию к 15 мая 1949 года. В феврале 1949 года для централизации управления был образован Главный диспетчерский пульт. Теперь диспетчеры ЦДП стали подчиняться главному диспетчеру завода. Почти весь 1949 год велась кропотливая и напряженная работа по выявлению и устранению обнаруженных недостатков. Выявилась причина заклинивания подшипников компрессоров и их больших износов. Нашли и виновных. В октябре 1949 года было принято решение о серьезном укреплении научного персонала на заводе. Решения коснулись и административного персонала: директор Кизима А. Л. был освобожден от должности, Чурин А. И. снова стал директором, Родионов М. П. — главным инженером завода. В ноябре 1949 года завод наконец заработал — удалось получить небольшое количество продукта, существенно меньше проектного задания. Поэтому с 17 ноября 1949 года и до конца 1950 года работа главного корпуса (завода Д-1) проводилась по специальным режимам для получения требуемого количества обогащенного урана. Для анализа работы завода в октябре 1949 года при директоре завода был организован технический Совет. Выяснилось, что оборудование, прошедшее ремонт, требует специальной обработки. В июле 1950 года была создана группа при Управлении 27 для проведения такой обработки. Ее возглавил Савчук А. И. Оборудование первого завода Д-1 работало до конца 1955 года. С 1 июля 1955 года начался его демонтаж. Он велся очередями и закончился в начале 1956 года. В 1951 году за работы по заводу Д-1 были присуждены Государственные премии СССР: Чурину А. И., Родионову М. П., Карпачеву С. В., Якутовичу М. В., Морохову И. Д., Карякину Ю. В., Микуловичу И. О., Марциохе А. С., Алявдину Н. В., Летемину Г. Г., Ерошову М. Е., Райхману М. Л., Жигаловскому Б. В., Пушкину В. Д., Каржавину В. А., Алейникову Б. Ф. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1951 года 253 работника завода Д-1 за успешное выполнение специального задания Правительства были награждены: орденом Ленина — 11 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 50 человек, орденом «Знак почета» — 66 человек. Еще в январе 1949 года, когда стало ясно, что допущенные ошибки по заводу Д-1 преодолимы, Совет Министров СССР принял решение о строительстве нового завода Д-3, который должен был комплектоваться более совершенными машинами. Требовалось закончить строительство и ввести в действие завод Д-3 в ноябре 1951 года. Строительство завода Д-3 было осуществлено за два года. 13 сентября 1950 года была назначена комиссия по приемке в эксплуатацию здания завода Д-3. Новый завод располагался в цехе 24. Начальником цеха 24 был назначен Новокшенов В. Ф. 4 октября 1950 года был утвержден план подготовительных работ, порядок проведения пусконаладочных работ на каскаде № 5 завода Д-3, а через месяц, 5 ноября 1950 года каскад уже был включен в эксплуатацию. В эксплуатацию завод Д-3 вводился частями. Полный ввод завода в эксплуатацию был завершен в декабре 1951 года. Квалифицированных работников в основном производстве не хватало. 1950 году было принято решение о строительстве более мощного завода Д-4 с использованием новых машин. Для него в 1951 году был построен корпус, организован цех 45 и начался монтаж оборудования. 4 мая 1953 года приступили к пуску и вводу в эксплуатацию первого каскада завода Д-4. Полностью каскад был введен в эксплуатацию в декабре 1953 года. За месяц до этого директором завода был назначен Петросьянц А. М. В марте 1955 года его сменил Родионов М. П. Пока строился завод Д-4, велось проектирование и начиналось строительство завода Д-5 (цех 54). Первый корпус завода Д-5 должен был начать работать не позднее января 1956 года, а весь завод — не позднее октября 1956 года. Монтаж оборудования на заводе Д-5 начался в июле 1955 года. Его первая очередь была пущена в эксплуатацию 17 декабря 1955 года — раньше планового срока. Полный же пуск оборудования цеха 54 был закончен только в 1957 году. Зато оборудование этого завода работало надежно. Хотя интенсивно шло обучение персонала, а с 1951 года вечернее отделение МИФИ-2 готовило специалистов, проблема нехватки квалифицированных кадров оставалась, и её решали организационными мерами. В начале 1957 года цех 24 перешел на обслуживание оборудования комплексными бригадами в дневную смену. На такое же обслуживание перешел и цех 45. Осенью 1957 года директором был назначен Морохов И. Д. Для упрощения структуры управления производством цехи 24 и 45 в октябре 1957 года объединили в один цех. Начался период роста производительности предприятия. тало, и в июле 1951 года два цеха (22 и 24) объединили в один цех — 24. Через полгода, в январе 1952 года, два других цеха (21 и 25) объединили в один цех с номером 21. В октябре 1954 года и эти два укрупненных цеха (21 и 24) объединили. Объединенный цех включил в себя заводы Д-1 и Д-3 и получил наименование цех № 24. Оборудование, отработавшее ресурс, заменялось на более совершенное. С декабря 1960 года директором завода стал А. И. Савчук. В ноябре 1966 года был включен в эксплуатацию химцех. Работа первого в мире завода по обогащению урана на центрифугах показала его более высокую эффективность по сравнению с газодиффузионным способом. Именно поэтому Постановление Совета Министров СССР предписало комбинату начать модернизацию основного оборудования. Для проведения этих работ были организованы объекты. Объект 57 был создан в августе 1969 года. Он состоял из цехов 45, 24. Начальником объекта был назначен Михеев С. М., главным инженером — Панфилов В. В. Объект 47 был создан в мае 1973 года. В его состав вошли цехи 54 и 53 (химцех). Начальником объекта 47 был назначен Тиханов С. Г., главным инженером — Кнутарев А. П. Позже, в 1988 году объекты были ликвидированы, а цехи вновь воссозданы. Особое место в производстве принадлежит цеху 70. Одна из задач, которая возникла при создании производства по обогащению урана — это извлечение основного, дорогостоящего компонента из отходов и возврат в производство оборотных материалов и оборудования. Еще в июле 1949 года для решения этой задачи и был образован цех 70. В течение 1949 -1950 годов в цехе были пущены в работу установки для получения фтора и фторирования порошков, регенерации спецмасла, промывки емкостей и деталей производства. В 1953 году был введен в эксплуатацию участок получения товарной продукции, в 1960-63 годах — участок по переплавке цветных металлов и узел сжигания отходов. В 1966 году был построен комплекс зданий для промывки и возврата в производство крупногабаритного оборудования, а также для нейтрализации и утилизации сбросных вод производства. Эти и другие работы велись цехом 70 с 1949 по 1970 год вместе с отделами комбината и отраслевыми НИИ. Результатом этих работ стал один из первых в отрасли цех регенерации, с завершенным циклом по выпуску товарной продукции, и обеспечивающий в полном объеме потребности основного производства. В 1970-х годах во многих странах вырос спрос на топливные элементы для атомных электростанций. В мае 1971 года с Комитетом по атомной энергии Франции был заключен первый контракт на предоставление ей услуг с поставкой продукта для АЭС в 1973-1974 годах. Министерство предписало в чрезвычайно сжатые сроки провести работы по созданию промышленного производства для осуществления экспортных поставок (комплекс «Челнок»). Требовалось провести разработку технологических процесов и контрольно-аналитических методик, изготовить и смонтировать ранее в СССР не применявшееся специальное оборудование, и, наконец, построить промышленный участок. В одном из корпусов цеха 54 УЭХК была демонтирована часть технологического оборудования. В нем и было размещено оборудование для участка «Челнок». Поскольку за первым контрактом последовали и другие, предусматривалось создание второй и третьей очередей. Сложность возникших проблем состояла в том, что в нашей стране не было опыта таких работ в промышленных масштабах. Международные требования к качеству и чистоте продукта были более жесткими, чем требования наших технических условий, а использовавшиеся у нас методы анализа не удовлетворяли международным стандартам. Жесткие сроки выполнения работы не позволяли проверять и опробовать различные варианты. Они требовали немедленного выбора окончательного проектно-конструкторского решения. Не менее сложные задачи возникли перед организациями, которым нужно было найти такие технические решения, чтобы в условиях действующего производства выполнить большой объем нестандартных строительно-монтажных работ. Помимо технологического оборудования, потребовалось создать комплекс приборов, систем контроля, управления и аварийной защиты, не имеющих аналогов в нашей стране. В кратчайшие сроки были решены все сложнейшие задачи, и опытно-промышленная установка на участке «Челнок» была создана в сентябре-октябре 1972 года. Организация работ по эксплуатации промышленных установок на участке «Челнок» потребовала от персонала новой организации труда и нового подхода к требованиям техники безопасности. Большая часть операций была автоматизирована, прорабатывались вопросы, связанные с эвакуацией персонала с участка при срабатывании аварийной защиты. В мае 1973 года была введена в эксплуатацию первая очередь промышленного производства на участке «Челнок». Она позволила выполнить контрактные обязательства по экспортным поставкам 1973-1974 годов. Качество поставленного продукта не только удовлетворяло всем международным требованиям, но оказалось существенно выше. Количество контрактов в 1973-1975-х годах увеличилось. До некоторых пор комбинату удавалось выполнять контракты без увеличения количества установок. Но затем производство пришлось расширить. Одновременно были проведены работы, направленные на повышение безопасности при эксплуатации оборудования. Завод № 813, Среднеуральский машзавод — так назывался в прежние годы Уральский электрохимический комбинат (УЭХК). Ему выпала в высшей степени почетная роль — быть первенцем новой, атомной отрасли промышленности. С развитием атомной энергетики УЭХК перешел с выпуска высокообогащенного урана, используемого в военных целях, на низкообогащенный, используемый в качестве топлива на атомных электростанциях. В 1987 году директором УЭХК стал Корнилов В. Ф. В 1989 году производство оружейного урана на УЭХК было полностью прекращено и началась его переработка в топливо для атомных электростанций. С 1997 года Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) возглавил Кнутарев А. П. Сегодня Уральский электрохимический комбинат — ведущий производитель топлива для атомной энергетики. Он поставляет его во многие страны мира: Францию, Германию, Бельгию, Англию, США, Южную Корею, Швецию, Испанию, Финляндию, Швейцарию, Италию, Аргентину.
Главная          Так создавался город...          Географическое положение города          СУС          УЭХК          УАМЗ          Милиция и прокуратура          Банки города          Коммуналка          Образование          Культура          Медицина          Обменяться баннерами          Ваше мнение о сайте
Hosted by uCoz