УАМЗ

В 1967 году Правительством было принято решение о строительстве филиала МосавтоЗИЛа в Свердловске-44, как предприятия по выпуску запчастей для автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А. Предусматривалось занять трудовые ресурсы города и начать поэтапную передачу производства с головного предприятия на Урал. Директором завода был назначен Маврицкий К. В. Первым подразделением завода стал отдел кадров. Отдел кадров УЗАЗ за полгода работы принял и направил стажироваться на ЗИЛ 680 человек. Некоторые возвращались, не закончив обучения, так как не смогли приспособиться к поточному производству. Но большинство закончило обучение. Тридцать рабочих, вернувшихся с ЗИЛа, были назначены на инженерно-технические должности. Одновременно с формированием цехов и отделов в 1968 году началось строительство первой очереди завода. Началось оно с реконструкции переданного УЗАЗу здания «150» СУМЗа. Здание «150» перестроили практически заново. Не дожидаясь окончания реконструкции, 29 апреля в цех завезли первый станок. В мае завезли еще 30 станков. Спустя месяц на здание будущего цеха была подана электроэнергия. В июне 1968 года директором был назначен специалист МосавтоЗИЛ Снежко Н. Т. К концу июля 1968 года часть здания «150» была сдана под монтаж оборудования. Технологическую подготовку, пусконаладочные работы оборудования, передаваемого с ЗИЛа, возглавила группа специалистов московского автозавода. Руководил группой главный инженер завода Панкратов В. Ф. Вместе с московскими специалистами организационные и инженерно-технические вопросы решали руководители цехов, отделов и служб завода. Первым заработал механосборочный цех № 1. Еще недавно, в июне, была снята первая стружка с торца вторичного вала коробки передач, а 4 ноября 1968 года состоялся митинг, посвященный выпуску первой продукции — моста для автомобиля ЗИЛ-152. Этот день стал днем рождения завода. Началось строительство здания «150а», а весной 1969 года — комплекса зданий и сооружений второй очереди. Предстояло построить производственный, складской и административно-бытовой корпусы, автобазу, котельную, компрессорную станцию, железнодорожные и шоссейные подъездные пути. А пока было решено установить на временных площадях станки для механической мастерской, заточного отделения и, не дожидаясь окончания строительных работ, начать монтаж станков для обработки деталей коробок передач ЗИЛ-127, мостов ЗИЛ-152 и ЗИЛ-127. С 1971 по 1975 год были введены в эксплуатацию все намеченные для строительства промышленные объекты. Перед заводом была поставлена задача — наладить выпуск автомобильных двигателей ЗИЛ-157 и довести его к концу 1975 года до 80 тысяч в год. В 1971 году началось освоение производства масляных насосов, распредвалов, сборка и испытание опытных образцов двигателей. В новом производственном корпусе — здании «401» — предстояло освоить производство мостов для автомобилей ЗИЛ-157, раздаточных коробок, штампованных деталей, узлов к кабинам и оперениям. Для решения этих задач были образованы механосборочные и термический цехи, прессовое производство. Одновременно, по собственной инициативе завода, был создан цех товаров народного потребления. Первым таким товаром был комплект инструментов и приспособлений для ремонта автомобилей «Запорожец». Позже наладили выпуск детской педальной универсальной машины «Муравей», шипов противоскольжения, кухонного процессора «Рябинка», изделий из пластмасс. Первый двигатель был собран 4 сентября 1972 года. Освоение УЗАЗом моторного производства определило специализацию завода, как автомоторного. 14 июля 1976 года Уральский завод автозапчастей (УЗАЗ) был переименован в Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в составе производственного объединения ЗИЛ. В августе 1976 года Николай Терентьевич Снежко был назначен заместителем генерального директора московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. Вместе с ним группа московских специалистов, выполнив задание по организации на Урале нового завода, возвратилась на ЗИЛ. В ноябре 1976 года директором Уральского автомоторного завода был назначен Николай Михайлович Фоменко. В начале 1977 года руководство МосавтоЗИЛа решило передать часть своего производства на заводы-филиалы. Уральскому автомоторному заводу предстояло принять сборку автомобилей ЗИЛ-157к. В феврале 1977 года был создан цех сборки автомобилей. В апреле была собрана первая кабина. Интенсивно велись работы по всем технологическим процессам — от обработки деталей и сборки узлов автомобилей до монтажа конвейерных линий и изготовления сборочного инструмента и приспособлений. Меньше, чем через год, 27 октября 1977 года три слесаря-сборщика Московского автозавода и 47 специалистов УАМЗ приступили к сборке первого автомобиля. В день выпуска первого автомобиля УЗАЗ стал автозаводом. В 1978 году было собрано 163 машины, в 1979 году — 2591, в 1980 году — 7045 автомобилей. Со временем завод нарастил мощности и стал выпускать по 18 тысяч автомобилей ЗИЛ-157к в год. Затем, в 1987 году завод освоил производство автомобилей ЗИЛ-131. Пять лет спустя с конвейера УАМЗ стали сходить автомобили ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 на смену снятому с производства в 1991 году автомобилю ЗИЛ-157КД. В 1982 году на головном заводе начались подготовительные работы к выпуску грузовых автомобилей ЗИЛ-4331. Для отработки конструкции и технологии серийного производства сложного силового агрегата руководство МосавтоЗИЛа приняло решение начать подготовку опережающего выпуска дизельных двигателей ЗИЛ-645 для нового автомобиля на УАМЗе. На заводе практически за один год был выполнен огромный комплекс работ, связанных с освоением нового производства на базе станков с ЧПУ. Были созданы новые подразделения — цех дизельных двигателей, техбюро ЦДД, лаборатория промышленной электроники, бюро по обслуживанию станков с ЧПУ, участок подготовки оснастки и инструмента для станков с ЧПУ. 23 марта 1985 года в цехе дизельных двигателей бригада слесарей-сборщиков в присутствии ИТР, руководства цеха и завода собрала первый двигатель. Производство двигателей ЗИЛ-645 велось на УАМЗе десять лет в объеме 5-6 тысяч в год. С 1971 по 1985 год 360 автозаводцев были награждены орденами и более тысячи человек — медалями Советского Союза. Когда началась перестройка, на УАМЗ полным ходом шла модернизация производства. Специалисты Уральского автомоторного завода с участием ЗИЛа приступили к монтажу и наладке гибких производственных комплексов и систем. Термисты и инструментальщики провели работы по импульсной обработке быстрорежущих сталей. Цехи оснащались новым оборудованием. В поточные линии для обработки деталей стали включать манипуляторы, роботы, робототехнические комплексы (РТК). Робототехнические комплексы на трудоемких операциях исключили физический труд. Для облегчения сбыта автомобилей были построены: площадка для отправки машин «самоходом», экспедиция готовых машин, склады комплектации шоферского инструмента и комплектующих деталей. Стабильно продолжало работать производство. 3 марта 1988 года с конвейера сошел миллионный двигатель. Новая экономика потребовала структурных изменений. В ноябре 1986 года два механосборочных цеха (МСЦ-2 и МСЦ-3) были объединены в цех автомобильных агрегатов. Объединенному цеху предстояло производить автомобильные мосты, раздаточные коробки, рулевые управления, а также выполнять заказы по обработке деталей для силосоуборочных комбайнов. Был создан единый цех транспортно-складских работ и станкоинструментальное производство (СИП). В состав станкоинструментального производства вошли два инструментальных цеха, вновь созданный инструментальный цех, отдел обеспечения инструментом, абразивно-алмазный и кузнечно-заготовительный участки. МСЦ-1 высвободил производственные площади под установку оборудования для производства V-образных бензиновых двигателей модели 5081 и приступил к подготовке производства новой модели дизельного двигателя ЗИЛ-550. В прессовом цехе на роботизированной линии была освоена сборка кабин к автомобилям ЗИЛ-131. С учетом спроса стали выпускать вахтовые автобусы. Кроме бортовых машин, потребовалось выпускать автомобили с различным навесным оборудованием, снегопогрузчики. В июле 1990 года на УАМЗе для изготовления специальной техники был создан цех спецмашин. В 1990 году резко ухудшилось обеспечение завода комплектующими деталями и заготовками. С конвейера стали сходить некомплектные автомобили и двигатели. Трудности со снабжением комплектующими изделиями и материалами, трудности сбыта вынудили укрепить коммерческие, финансовые и сбытовые подразделения, а также юридическую службу. Были сокращены подразделения и службы, не имеющие прямого отношения к производству. Но выпускаемые дорогостоящие и расточительные в эксплуатации автомобили ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 не пользовались спросом. Территория завода заполнялась невостребованной продукцией. Спрос был на грузовые автомобили с дизельными двигателями. Было принято решение продолжать выпуск автомобилей ЗИЛ-131и ЗИЛ-130, но оснащать их дизельными двигателями, а на шасси этих автомобилей увеличить выпуск специальной автотранспортной техники. С руководством МосавтоЗИЛ была намечена перспектива по организации производства дизельных двигателей средней мощности до 100 тысяч в год. К 1992 году на УАМЗе было освоено производство снегопогрузчиков. Вслед за ними стала выпускаться и другая специальная техника на базе грузовых машин ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Мощности завода позволяли обрабатывать детали и собирать 50 тысяч двигателей ЗИЛ-550 к автомобилям ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. К 1993 году — 25-ти летнему юбилею завод изготовил 11500 грузовых автомобилей. Намеченный план был выполнен на 68%. В декабре 1993 года Уральский автомоторный завод был преобразован в дочернее предприятие АМО ЗИЛ и наименован как «Акционерное общество закрытого типа «Уральский завод АМО ЗИЛ». Директором предприятия стал Дурыгин Ю. Г. Сегодня предприятие одно из ведущих в своей отрасли. Оно является обладателем сертификата Российской Федерации «Лидер Российской экономики», европейского знака качества «The ARCH of Europe Gold star awar», приза «Золотой орел» по итогам 1996 года, утвержденного ассоциацией «Партнерство ради прогресса» (Франция). Уральский завод АМО ЗИЛ выпускает грузовые автомобили ЗИЛ-131 и его модификации для Армии, автомобиль ЗИЛ-130 для народного хозяйства, автомобильные двигатели, запасные части к выпускаемой автотехнике, снегопогрузчики, комплекты клеточных батарей для выращивания птицы, соковыжималки, кухонные процессоры «Рябинка» и др. За время своего существования УАМЗ построил в городе: более 250 тысяч кв.м. жилой площади, 4 школы, пионерский лагерь «Самоцветы», 9 дошкольных учреждений , 4 магазина и два торговых центра, 2 столовых, хлебозавод, детскую молочную кухню, цех переработки овощей, картофелехранилище, поликлинику, инфекционный и психоневрологический корпуса Центральной городской больницы, станцию скорой медицинской помощи, АТС, комбинат бытового обслуживания, прачечную, пожарное депо. Сегодня УАМЗ переживает не лучшие свои времена. Cегодня завод — банкрот и прекратил свое существование как автозавод.
Главная          Так создавался город...          Географическое положение города          СУС          УЭХК          УАМЗ          Милиция и прокуратура          Банки города          Коммуналка          Образование          Культура          Медицина          Обменяться баннерами          Ваше мнение о сайте
Hosted by uCoz